|
|
Псковские крыловидные гусли
Копия этнографического экземпляра аутентичных гуслей, привезённого из экспедиции в Красногородск Псковской области в 1990-м году, и изготовленная тогда же в московской гусельной мастерской. Оригинал датируется XIX – началом XX века.
Металлические кованые колки.
Сборный корпус (каркас собран в шип). Гусли двухобъёмные. Разделяет объём дубовая доска, в которую ввёрнуты колки. Доска имеет
п-образную
форму и не прижимает заднюю деку. На торцах гуслей кованые кольца для крепления плетёного пояса. 9 струн. Ряд толстых струн подобран по толщине из технической проволоки, как на оригинале. Струнодержатель – кованый стальной стержень, свободно лежащий в дубовых щёчках.
Материал для обеих дек гуслей - доска более десяти лет выдержанная в воде на земле, вымороженная, высушенная на открытом воздухе не менее трёх лет. Возраст доски не меньше ста лет, что подтверждался наличием в ней недовыдернутых когда-то кованых ржавых гвоздей квадратного сечения, дырки от которых бережно сохранены в инструменте.
Покрытие стилизовано под старые «чердачные» гусли.
Инструмент тяжёлый, мужской. Звук сильный, грубый, как на прототипе.
Гусли изготовлены в 1991-м году.
Гусли имеются в наличии, но не продаются.
|
|
|
|
Гусли для ансамбля старинной русской и европейской музыки «Узорика» под управлением Варвары Котовой. Вариация на тему псковских крыловидных гуслей.
Гусли технически соответствуют этнографическим прообразам - долблёный корпус с задней накладной декой, кованый струнодержатель, отсутствие порожков, деревянные колки.
Пропорции и размеры в целом соответствуют традиционным псковским гуслям, бытовавшим в XIX–XX веке на псковской земле. Привнесённая техническая деталь - краевое усиление тонкого крыла, так как инструмент концертный, и гусли должны и звучать на определённой высоте и не ломаться.
Общая форма корпуса гуслей
фантазийна. Использованы как мотивы более древних прообразов инструментов такого типа, так и геометрические мотивы, перекликающиеся с тематикой и спецификой той музыки, которую на них планировалось играть.
Гусли сделаны в 2007 году.
|
|
|
|
Крыловидные гусли По мотивам инструментов, датируемых XVIII веком.
Стилизованы под бывалый инструмент.
Долблёный еловый корпус с нижней декой. Нижняя дека из резонансной ели. Деревянные колки.
Гусли сделаны для детского коллектива «Зёрнышко» под руководством Марии Шенталинской. Инструмент ориентирован на суровые условия площадной работы, - прочный и со звонким звуком. В то же время гусли компактные и легкие.
Инструмент используется в работе ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин" под руководством Андрея Николаевича Котова.
Гусли изготовлены в 2009 году.
|
|
|
|
Арфовые гусли
По мотивам Новгородских раскопочных реконструкций. XIII век.
Зеркальный вариант, как-бы "под левшу".
Долблёный корпус скруглённого сечения. Верхняя дека гуслей из резонансной ели, из заготовки рояльного крыла, высушенной в течение 20 лет.
Инструмент сделан для сценической работы. Из корпуса "выжат" весь звук не взирая на низкий запас прочностных характеристик.
Гусли сделаны в 2009 году.
|
|
|
|
Вариант крыловидных гуслей XVII-го века.
Небольшой семиструнный, лёгкий и очень звонкий инструмент.
Особенность конструкции гуслей – крепление струнодержателя, которое выдолблено из одного массива с корпусом. Колки толщиной около 6 мм.
Резьба по крылу - по образцам той эпохи.
Гусли сделаны в 1990-м году.
Гусли в наличи, но не продаются.
А здесь ещё один вариант тех же гуселек, но из кедра, и с профессиональными колками.
|
|
|
|
|
|
Ещё один вариант крыловидных гуслей
Семиструнные гусельки длиной 55 см.
Инструмент аналогичен представленному выше, датируемому ориентировочно ХVIII
веком, но несколько проще, и выполнен более практично, точнее он будет практичнее при использовании.
Конструкция гуслей отличается от прототипа более поздним струнодержателем - не
стержень в деревянном массиве, а кованая скоба. Так надёжнее в эксплуатации -
меньше вероятность скола. На крыле отсутствует резьба. С одной стороны, это
характерно для более поздних инструментов, а с другой - это тоже дань
практичности - чем меньше "уголков", тем лучше звук. Для такого компактного
инструмента это довольно важно. И, наконец, колки - они толще в 2 раза, держат
строй гораздо лучше, струна их не режет, да и сломать их будет не просто.
Гусли долблёные снизу. Закрыты декой из дерева твёрдой породы, в
данном случае - бук.
Самое ценное в этих гуслях, на мой взгляд, - стилизация. Кроме обычных средств
здесь применена седина, полученая с помощью натурального пчелиного воска и
самшитовой пыли.
Подробная фотогалерея этих гуслей >>>
Гусли сделаны в 2011 году.
|
|
|
|
|
Басовые гусли
(в народе прозванные веслом :-)
Вариант прибалтийских гуслей, растянутый в длинну — 110 см.
Материал — кедр, работавший полвека полкой в отапливаемом гараже.
Задняя дека — резонансная ель.
10 вирбелей от старого пианино.
Брутальная эстетика гуслей — скорее симбиоз псковских гуслей и кантеле, но несмотря на то, что такого инструмента в его пропорциях и габаритах могло и не быть среди первоисточников, если бы этот инструмент был найден на чердаке где-нибудь между Себежем и Хуухканмяки, то за новодел бы его принял лишь специалист.
Звук на тех, струнах, которые натянуты сейчас, бархатный и долгий.
Гудебные гусли.
Крупные фото гуслей >>>
2011 год
|
|
|
|
Калаш
Такое имя прилипло к инструменту, когда его в руки взял первый же человек после мастера — покрутил в руках и приставил к плечу.-)
Вариант псковского девятиструнника в форме и пропорциях характерных для 16-18 века.
Корпус — долблёная ель.
Задняя дека гуслей — резонансная ель.
Струнодержатель — кованая скоба.
Колки ручной резки под коническое отверстие.
Звук получился весьма звонкий.
Крупные фото гуслей >>>
Инструмент сделан в 2012 году.
|
|
|
|
Мечта Трофима Ананьева
Большинству ценителей гусельного искусства известен хрестоматийный инструмент — гусли Трофима Ананьева из Лужского уезда. Это семиструнные крыловидные гусли, датируемые началом XVII века.
Дерзновенным замыслом стало воспроизведение в его формах новодельного инструмента, подходящего для сценической работы конкретного исполнителя - Василия Пехова, и, более того, экстраполяция замысла мастера — ведь по исходному инструменту видно, что работа у мастера сначала не заладилась. Кроме восьмого отверстия для колка, расположенного вне общей колковой линии виден след от 8-го отверстия для колка на верхнем краю крыла, сделанный первоначально, но, предположительно, сколотый во время работы.
Одна из версий такова, что Мастер задумал гусли с восемью струнами, но в процессе работы возникла трещина, и по ней, вероятно корпус и был «укорочен» сверху.
Кроме того, в моих планах было размещение болшего количества струн, чем на оригинале, но на той форме, которая была до гипотетического скола, то есть средний угол корпуса поднимается на расстояние, необходимиое для размещения злополучного восьмого колка.
Однако начав работать и наметив на дереве контуры экстраполированного, менее конического, чем оригинал, инструмента, стала очевидной простая мысль. Если натянуть струну от сколотого отверстия к струнодержателю, то струна будет за пределами контура корпуса гуслей за счёт большого прогиба верхней линии. Возникло предположение, что мастер тоже обнаружил это во время работы, но только уже просверлив отверстие, а заметив это — обкорнал корпус, просверлив для восьмого колка отверстие чуть в стороне от основной линии. Правда это мог сделать и не первый владелец инструмента. Могло также случиться что-то и в процессе эксплуатации инструмента, что привело к сколу.
Но против этой версии то, что узор при всей его неприхотливости, был вписан уже в обуженное крыло.
Так и родился такой компромисс — не гусли Трофима Ананьева, а его мечта.-) .
Ещё одним допущением сделано то, что оригинал был выбран с боковой, длинной стороны. Обе деки таким образом получились из одной доски, причём не склеенные, а не разделённые вовсе. Такой роскоши я себе не стал позволять, выбрал кедровое корыто сзади, компенсировав потерю резонансной елью задней деки.
Поверхность состарена.
Инструмент без подзвучки.
Колки — профи.
Звук бархатный.
Крупные фото гуслей >>>
2011 год.
|
|
|
|
|
|
|
11-струнные гусли
Простой, но качественный профессиональный инструмент с этно тембром, по форме и конструкции, характерный для прибалтики в позапрошлом веке.
От псковских гуслей отличает корпусной струнодержатель, более характерный для латышских кокле.
Струн чуть больше, чем обычно, колки расположены с разбегом для равномерности расстояния между струнами.
Корпус из ели, выдержан в выбранном в черне состоянии 2 года. Деки - тяжёлые, как в этно гуслях - 5-6 мм.
Задняя дека из резонансной ели.
Колки деревянные - профи.
Размер мужской.
Крупные фото гуслей >>>
Гусли сделаны в 2012 году.
|
|
|
|
Гудок и гусельки
Обязательная программа каждого гусельного мастера — инструменты по реконструкциям В.И. Поветкина.
Тут особенно нечего комментировать — всем и так понятно.
Инструменты изготовлены в 1989 году.
|
|
|
|
Вариант 15-струнных гуслей с окрылком
Псковские классические гусли с увеличенным количеством струн.
Струн больше, чем обычно, вирбеля от старого пианино расположены с разбегом для равномерности расстояния между струнами.
Корпус из кедра, точнее, из кедровой сосны. Дека выбрана до трёх мм.
Задняя дека из резонансной ели.
Размер мужской.
Крупные фото гуслей >>>
Гусли сделаны в 2012 году.
|
|
|
|
А вот...
Гусли кедровые мастеровые пскопские леворукие обыденные фунтовые!
Гусли с сучком и с задоринкой.
Левша за день сделал для своей субитльной левши-подружки — та больше фунта не подымет.
Левша пскопской — туляки врут.
Весят фунт чистого кедра.
Кедр двухвековой, полвека сушёный.
Гусли сзади долблёны, резонансной ёлкой прикрыты.
Звук сам себя хвалит
Всё кроме персоналий - чистая правда.
Вес без стальных деталей дейстительно полкило.
Гусли смастерены в 2011 году.
|
|
|
|
Гусли Тимофеева из Красногородска Псковской области
Гусли, копирующие инструмент, описанный в моей экспедиции в апреле 1991-го года. Привезти удалось только четеж с обмерами. Оригинал принадлежал семье Тимофеевых, и тогда хранился как память о главе семейства, игравшем на нём. Гусли корпусные, сборные, двухобъёмные.
Корпус собран не в шип, как многие аналогичные инструменты, характерные для псковского региона, а встык, с помощью стыкующих внутренних колодок и гвоздей.
Колки, как и в оригинале из 6-миллиметровых болтов, сплющенных кверху.
Между прочим, стандартные вирбели, если бы я захотел отойти от скурпулёзного копирования, обладают парой недостатков. Они не позволят расположить струны достаточно высоко над декой, а с болтами можно слелать как угодно. Этим достигается два эффекта одновременно: во-первых, увеличивается сила, действующая на деку в месте прижатия к ней нагруженного струной колка, а во-вторых, при использовании традиционной манеры игры, когда пальцы левой руки ставятся между струн, прикосновениями пальцев не глушится дека.
Струнодержатель - обычный. Из толстого гвоздя. Корпус из клёна. Колодка под струнодержатель - орех. Верхняя дека - из деки старого, 50-летнего пианино. Задняя дека тоже из резонансной ели, но уже современной выделки. Это пожалуй единственное допущение, не считая десятой струны. В оригинале - девятиструнник.
Крупные фото гуслей >>>
Гусли сделаны в 2012 году, и это первая реализация в дереве этого инструмента по чертежам более, чем 20-летней, давности. Детали, не впихуемые в чертёж, стиль и образ инструмента - из памяти. Было бы интересно сравнить с оригиналом вживую, но мне ничего не известно о дальнейшей судьбе инструмента.
|
|
|
|
Гусли по описанию Ивана Ивановича Иванова из Красногородска
В 1991-м году в Красногородске мне пришлось восстанавливать образ давно утерянного инструмента, путём составления подробного перечня отличий имеющихся в руках гуслей от прототипа. Получилось 19 пунктов, по которым был составлен чертёж гуслей, сделанных Иваном Ивановичем в молодости.
Это довольно большие долблёные гусли с окрылком, с вставной верхней декой, стальными высокими колками, простым струнодержателем, резьбой по крылу и редко поставленными струнами.
Есть ещё два элемента, которых я пока не решился воспроизвести. Первый - форма игрового окна. Это была звезда. Простая советская звезда, ведь инструмент был сделан в середине 20-го века. А второй - стальная планка под вирбельбанком, точнее, под колковой ступенью. В стальной планке были просверлены отверстия и нарезана резьба под болты, играющие роль вирбелей. Таким образом, получился бы двухслойный вирбельбанк из сосны и стали.
Струнодержатель - обычный. Из толстого гвоздя. Верхняя дека - из резонансной ели. Корпус - кедровая сосна.
Крупные фото гуслей >>>
Гусли сделаны в 2012 году, и это ещё одна реализация в дереве инструмента по моим чертежам и экспедиционным описаниям более, чем 20-летней, давности.
|
|
|
|
Гусли на латышский манер
Это скорее кокле, чем гусли. Сделан инструмент специально как можно ближе к гуслям Иванова по размерам, материалу и конструкции, но с принципиальными отличиями.
Это тоже большие долблёные гусли с окрылком, но выбраны сзади. Ширина меньше - колков больше. Колки - деревянные, конические, с разбегом, стоят чаще - для более поздней манеры игры - пальцы левой руки поверх струн. Наклон линии колков более острый.
Струнодержатель - деревянная скоба.
Резьба по крылу и игровое окно - шестилистник, как и на гуслях Иванова.
11 струн.
Тембр среднечастотный.
Крупные фото гуслей >>>
Гусли сделаны в 2012 году
|
|
|
А ещё я бы показал несколько инструментов, каждый из которых интересен по-своему, но нет такой возможности.
Не сохранилось фотографий.
Это гусли , сделанные в конце 80-х - начале 90-х годов.
Они не были сфотографированы и разошлись по планете.
Только упомяну некоторые из них.
- гусли , сделанные для ансамбля Дмитрия Викторовича Покровского.
Это целый ряд инструментов одного типа - классические псковские крыловидные гусли с трапециевидным корпусом и прямоугольным крылом. Один из них в то время использовался на сцене - на нём играл Сергей Жирков. Недавно к огромному удовольствию узнал, что Сергей до сих пор эти гусли использует как в проекте "Не те", так и в Театре Тамары Смысловой. Несколько инструментов уехали в Америку, Японию - они использовались для партнёрских проектов ансамбля Покровского и Самим Дмитрием Викторовичем для педагогической деятельности;
-псковские крыловидные гусли,
такого же типа, изготовленные из кедра, очень лёгкие, с очень тонкими деками, малиновым тембром.
Они настолько понравились Татьяне Ильиничне Бариновой, что она предложила меняться - свои старые гусли, на мой новодел. Звучали мои действительно намного лучше. Ради такого случая специально поехал в Красногородск.
Те гусли, на которых известная мастерица играла много десятилетий сейчас находятся в 'Живом музее' Владимира Теплова и Анны Конуховой;
- гусли по мотивам новгородских раскопок.
Это неболшие инструменты, по мотивам реконструкций раскопочных гуслей Владимира Ивановича Поветкина.
Эти гусли можно было бы, наверное, назвать сувенирными, поскольку никто наверняка не знает как именно на них играли, а значит к этнографическим их никак не отнесёшь. |
|
Master@Psaltery.RU
Василий vk.com/psaltery_ru
8-916-696-69-57
Новый сайт, адаптированный под гаджеты: Gusli.Psaltery.Ru >>>
/> |
|